История Таиланда: Сукотай

К середине XIII в. тайцы, благодаря упадку Ангкора и вдохновленные буддизмом Тхеравада, были готовы к обретению независимости. Последним толчком послужило вторжение монгольской армии Хубилай-хана в Китай и Наньчжао, начавшееся в 1215 г. и завершившееся в 1250-х гг. Требуя, чтобы весь мир признал власть Великого хана, монголы решились на «мирный договор» с «варварами» на юге Китая, что вынудило тайцев объединиться для предотвращения угрозы.

Основание первого тайского Королевства Сукотай, которое теперь принято считать краеугольным камнем развития страны, на самом деле было незначительным объединением, которое развалилось при первой же угрозе. В 1238 г. правители двух маленьких тайских княжеств в верховьях Чао-Праи объединились и захватили главный кхмерский аванпост этого региона, Сукотай. Один из князей, Интрадит, был здесь коронован на царство, но первые 40 лет Сукотай просто сохранял местную власть, находившуюся под уфозой соседей. Во время нападения правителя Мэсота армию Интрадита спасло лишь величественное появление самого лидера Сукотая. 19-летний сын короля Рама победил в поединке предводителя противника, заслужив имя Рамкхам-хенг — «Рама Храбрый».

Когда в 1278 г. Рамкамхенг взошел на трон, он счел юг наиболее перспективной территорией для расширения и, взяв за образец грозную военную организацию — орду Монголии, захватил власть над большей частью долины Чао-Праи. За последующие 20 лет Рамкхамхенг добился подчинения большинства правителей Таиланда больше дипломатическими методами, чем военными действиями. Маленькие государства вошли в состав новой империи и стали данниками, под давлением личных связей короля Сукотая или узнав о его превосходящих военных силах. На востоке Рамкхамхенг дошел до самого Вьентьяна в Лаосе. Взяв в жены дочь монского короля, он обрел контроль над некоторыми частями Южной Бирмы (сейчас — Мьянмы), а на юге его вассальные государства протянулись по меньшей мере до Накхон Си Тхаммарата.

На севере в 1287 г. Сукотай заключил союз с параллельно развивающимися тайскими государствами Ланна и Пхаяу, ради взаимной поддержки против монголов. Предположительно, Рамкхам-хенгу удалось сделать своими данниками несколько мыангов и на восточной периферии. Тем временем город-государство Лопбури, который добился свободы от Ангкора где-то в середине XIII в., смог сохранить независимость и контроль над восточной частью долины реки Чао-Нрая. Лопбури, где теперь преобладают переселившиеся тайцы, сначала был крупным культурным и религиозным центром империи Мон, а затем провинциальным центром у кхмеров. В настоящее время — это место смешения лучших элементов трех культур, доказательством чему служат бесчисленные оригинальные произведения искусства этого времени.

История Таиланда: Сукотай

Хотя империя Сукотай привела под тайский контроль огромную территорию, главный вклад этого государства в тайскую историю — то, что здесь были созданы первые тайские политические и религиозные рукописи. Знаменитая надпись Рамкхамхенга теперь хранится в Национальном музее Бангкока и повествует о периоде процветания иод великодушным правлением: «Во времена короля Рамкхамхенга земля Сукотая благоденствует. В воде есть рыба, а в поле растет рис... [Король] повесил колокол в проем ворот: если любой незнатный человек имеет обиду, от которой болит живот и сжимается сердце,... пусть он придет и ударит в колокол ... [и король Рамкхамхенг] расспросит человека, изучит ситуацию и справедливо разрешит ее». Хотя эта надпись имеет вид саморекламы, здесь есть и доля истины. Сознательно играя на контрасте с богами-королями кхмеров, Рамкхамхенг называл себя дхаммараджей — королем, который справедливо правит в соответствии с учением буддизма Тхеравада и близок к народу.

В честь новой религии государства, храмы города были щедро украшены. Сукотайская религиозная архитектура и скульптура хотя и имеет заимствованные элементы из кхмерского и шриланкийского стилей, отражает огромный скачок в творчестве в истории искусства Таиланда. Следующим признаком тайской уверенности в себе стало создание нового алфавита для того, чтобы их тональный язык смогли понять жители не-тайцы. Все это произошло в примечательно короткий период времени. После смерти Рамкамхенга около 1299 г. его последователи так серьезно отнеслись к буддизму, что забросили государственные дела. Империя быстро пришла в упадок, и к 1320 г. Сукотай снова стал королевством всего лишь местного значения.
Всё о туризме и недвижимости. EVP.SU © 2007-2022
Яндекс.Метрика