В отличие от Рамы II, его последователь Рама III (1824-1851) резко не одобрял развитие литературы, вероятно, в противовес вкусам отца. Рама III был ярым сторонником консервативных взглядов. Придерживаясь таких взглядов, он начал экстраординарную реконструкцию Вата Пхо, старейшего храма Бангкока. На обозрение были выставлены сотни поучительных надписей и фресок на мирские и религиозные темы, видимо, для того, чтобы спасти традиционную культуру от резких изменений.
В 1827 г. Таиланд столкнулся с серьезной угрозой: вассальные государства Лаоса послали армию из Вьентьяна, которая дошла до самого Сарабури, остановившись всего в трех днях пути от Бангкока. Меры, предпринятые королем, были жестокими: отбив первую атаку, он приказал своей армии разрушить во Вьентьяне все, за исключением буддийских храмов, и силой переселил огромное количество лаосцев в Исаан. Вскоре после этого король пошел войной на Камбоджу, якобы для того, чтобы спасти буддизм и традиционный буддийские заведения от влияния вьетнамцев не-буддистов. Серия кампаний в 1830-х и 1840-х гг. завершилась мирным договором в 1845-1846 гг., согласно которому Камбоджа вновь попадала под влияние Таиланда.

Возрастающее влияние Запада тревожило короля. Уже в 1825 г. тайцы, опасаясь британского колонизма, укрепили защиту Бангкока и натянули огромную железную цепь через дельту реки Чао-Праи, на которую каждый кузнец из этого района должен был пожертвовать определенное число звеньев. В 1826 г. Раму 111 вынудили подписать с Британией соглашение об ограничении торговли, но которому тайцы получали некоторую политическую безопасность взамен уменьшения пошлин на товары, проходящие через Бангкок. Британские и Американские делегации в 1850-х гг. требовали более радикальных уступок, но безуспешно. Однако к этому времени Рама III был серьезно болен, и компромисса с западными силами пришлось достигать его дальновидным и прогрессивным последователям.