Таиланд - отдых и недвижимость » Достопримечательности, искусство и архитектура » Искусство и архитектура Таиланда: период Кхмеры и Лопбури (X-XIV вв.)

Искусство и архитектура Таиланда: период Кхмеры и Лопбури (X-XIV вв.)

К концу IX в. кхмеры в Камбодже начали расширять свое влияние на государства Дваравати и привнесли в них индусскую веру и культ бога-короля (дева-раджи). В качестве долговременного доказательства священной власти своих королей кхмеры выстроили сотни внушительных каменных святилищ по всей новообретенной территории. Лучшие образцы вы найдете в Южном Исаане, в Пхимае, Пханом Рунге и Као Пхра Вихарне, но также интересна ранняя постройка Мыанг Сингх рядом с Канчанабури.

Каждый из великолепных храмов-крепостей (прасаты на кхмерском языке) изначально создавался в качестве святилища, в котором находится лингам Шивы (фаллическое изображение бога Шивы). Храмы строились по простому плану. В центре прасата возвышалась хотя бы одна структура, пранг, который символизирует гору Меру (небесное обиталище богов). Пранг окружали прямоугольные ограждения в виде выкопанных искусственных озер и рвов — миниатюрных моделей изначального океана, который отделяет небо от земли.

Самое удивительное в прасате — это роскошная резьба, которая украшает практически все поверхности. Обычно выдолбленные из песчаника или вылепленные из гипса, эти богатые рельефы изображают индусских богов, их воплощения и истории, особенно часто — эпизоды из «Рамаяны». Ближе к концу XII в. кхмерское правительство приняло буддизм Махаяна, и тогда наряду с индусской резьбой появилась буддийская, а лингам Шивы в сердце каждого прасата был заменен статуей Будды или изображением бодхисатвы.

Искусство и архитектура Таиланда: период Кхмеры и Лопбури (X-XIV вв.)

Храмы, выстроенные во время Кхмерского периода в Лопбури, бывшем княжестве, практиковавшем буддизм Тхеравада, отличаются меньшими размерами по сравнению с исаанскими. Лучший образец — храм с тремя прангами Пхра Пранг Сам Йот. Период Лопбури в классификации характеризует появление статуй Будды, которые являлись продолжением скульптурного наследия Дваравати. Широколицый и мускулистый, классический Будда носит на голове диадему или декоративную ленту — дань кхмерской идеологии о слиянии земной и небесной власти, а его ушниша (знак просветления) приобретает выражено коническую форму вместо простой шишки на голове. Ранние лопбурские Будды увешаны гирляндами бус и богато украшенных поясов; более поздние воздерживаются от ювелирных украшений. Как вы могли догадаться, в Национальном музее Лопбури есть хорошая коллекция таких статуй.
Всё о туризме и недвижимости. EVP.SU © 2007-2022
Яндекс.Метрика