Каждый из великолепных храмов-крепостей (прасаты на кхмерском языке) изначально создавался в качестве святилища, в котором находится лингам Шивы (фаллическое изображение бога Шивы). Храмы строились по простому плану. В центре прасата возвышалась хотя бы одна структура, пранг, который символизирует гору Меру (небесное обиталище богов). Пранг окружали прямоугольные ограждения в виде выкопанных искусственных озер и рвов — миниатюрных моделей изначального океана, который отделяет небо от земли.
Самое удивительное в прасате — это роскошная резьба, которая украшает практически все поверхности. Обычно выдолбленные из песчаника или вылепленные из гипса, эти богатые рельефы изображают индусских богов, их воплощения и истории, особенно часто — эпизоды из «Рамаяны». Ближе к концу XII в. кхмерское правительство приняло буддизм Махаяна, и тогда наряду с индусской резьбой появилась буддийская, а лингам Шивы в сердце каждого прасата был заменен статуей Будды или изображением бодхисатвы.

Храмы, выстроенные во время Кхмерского периода в Лопбури, бывшем княжестве, практиковавшем буддизм Тхеравада, отличаются меньшими размерами по сравнению с исаанскими. Лучший образец — храм с тремя прангами Пхра Пранг Сам Йот. Период Лопбури в классификации характеризует появление статуй Будды, которые являлись продолжением скульптурного наследия Дваравати. Широколицый и мускулистый, классический Будда носит на голове диадему или декоративную ленту — дань кхмерской идеологии о слиянии земной и небесной власти, а его ушниша (знак просветления) приобретает выражено коническую форму вместо простой шишки на голове. Ранние лопбурские Будды увешаны гирляндами бус и богато украшенных поясов; более поздние воздерживаются от ювелирных украшений. Как вы могли догадаться, в Национальном музее Лопбури есть хорошая коллекция таких статуй.