Таиланд - отдых и недвижимость » Достопримечательности, искусство и архитектура » Искусство и архитектура Таиланда: период Аюттхая (XIV-XVIII вв.)

Искусство и архитектура Таиланда: период Аюттхая (XIV-XVIII вв.)

Сукотайская эра благоприятно сказалась на искусстве, но это королевство прожило короткую политическую жизнь, и с 1351 г. Центральная равнина Таиланда оказалась под новой властью. Центром нового государства была Аюттхая, где правил бывший князь Лопбури. В последующие четыре столетия Аюттхая стала одним из самых процветающих и роскошных юродов в Азии. Его правители построили около 400 величественных ватов, которые демонстрировали их богатство и силу. Несмотря на то что короли исповедовали буддизм Тхеравада, они также восприняли от кхмеров некоторые индусские и браминские верования. Наибольшее значение имела идея девараджи, бога-короля, что делало монарха посредником между людьми и индусскими богами.

Религиозные строения и скульптуры этого периода отражают новую смешанную идеологию в сочетании разных архитектурных стилей, перенятых от кхмеров и мастеров Сукотая, и в одеянии статуй Будды, которым придавали вид правителя. Сохранив концентрическую планировку типичного кхмерского храмового комплекса, аютхайские строители изменили его структурные компоненты. Особенно это заметно по прангу, который они усовершенствовали и вытянули башню в форме веретена, закруглив верхний конец и пустив но всей окружности вертикальные насечки. В качестве шпиля часто добавлялась бронзовая молния, а в нишах стен пранга ставили изображения Будды. В самой Аюттхае в разрушенных комплексах Вата Махатхат и Вата Ратбурана есть такие веретенообразные пранги, но самый известный образец аютхайско-го стиля — бангкокский Ват Арун, который был построен во время следующего, бангкокского периода.

Также аютхайские архитекторы изменили шри-ланкийскую чеди, так любимую их предшественниками из Сукотая, вытянув колоколообразную основу и увенчав ее очень красивым коническим шпилем. Такую конструкцию можно увидеть в Вате Шри Санихет в Аюттхае. Для вихарнов этого периода характерны стены, в которых прорезаны окна, похожие на щели, созданные такими для создания атмосферы таинственности за счет ограничения количества поступающего внутрь света. Как и в случае со всеми аютхайскими постройками, очень немногие вихарны пережили жестокое разграбление 1767 г., и примечательным исключением стал Ват На Пхра Мане. Ват Пхра Ратана Си Махатхат в Пхитсанулоке был построен по такому же плану, в нем, как и в Вате Яй Суваннарам в Пхетчабури, вообще нет окон.

Искусство и архитектура Таиланда: период Аюттхая (XIV-XVIII вв.)

У сукотайских статуй Будды аютхайские мастера в своих работах скопировали мягкий овал лица, но сделали его черты более реалистичными, наделив их высокомерием в соответствии с идеологией девараджи. Подобно изображениям эпохи Лопбури, ранние аюттхайские статуи носят короны, чтобы связать бытие Будды с царствованием. Так как двор стал еще более богатым, эти фигуры все более щедро украшали, и у них — как можно увидеть на примере бронзового монумента из Вата На Пхра Мане — стали появляться серьги, браслеты на предплечьях, ножные браслеты, пояса и короны. Художники оправдывали эту роскошь портретами Будды, который, как считается, в конце концов отверг земную собственность, и указывали на эпизод, когда Будда переоделся в нарядного дворянина, чтобы гордый император выслушал его.

В паре ватов в Сукотае есть намеки на украшающие росписи, но настоящая религиозная живопись в Таиланде появилась лишь в Аюттхайскую эру. К сожалению, большая часть собственных картин Аюттхаи были уничтожены в 1767 г., а остальные сильно пострадали от сырости, но в других регионах страны есть некоторое количество хорошо сохранившихся фресок, в частности в Вате Яй Суваннарам в Пхетчабури. По общим отзывам типичные для картин конца XVII в., фрески в Пхетчабури изображают ряды тхепов — божеств, воздающих почести Будде. Изображения лишены объема и перспективы и выполнены главным образом в темно-красных и бежевых тонах.
Всё о туризме и недвижимости. EVP.SU © 2007-2022
Яндекс.Метрика